Как правильно чиповать дизель?
Уважающие себя СТО не берутся за диагностику и ремонт автомобильных систем, подвергшихся чип-тюнингу. Почему? По нескольким причинам. Первое — такие системы, как правило, имеют удаленную, пусть и частично, маску кодов ошибок. Диагностическая программа такого ЭБУ фиксирует не соответствие параметров системы заданным значения в следствии чипования, т.е. их изменения, (на величину большую, чем допуск) и «одной рукой» записывает код неисправности в соответствующую ячейку маски кодов ошибок, а «другой рукой» их стирает. Иначе лампа CHECK будет светиться непрерывно. Вот чтобы этот индикатор ошибок не горел, маску ошибок и «сносят».
Диагносты не могут полагаться более на систему самодиагностики и сталкиваются с неадекватным поведением диагностируемой системы. Ведь диагност не знает, что и как было модифицированно в программе. Например, величина наддува, сигнал расходомера воздуха или количество впрыскиваемого топлива. В таких случаях остается только один выход — вернуть «стоковую» (заводскую) программу в память ЭБУ и только потом приступить к диагностике. Ведь альтернатива этому — замена компонентов, которые могут быть связаны с симптомами заявленной автовладельцем неисправности. Это делает поиск неисправности непредсказуемо продолжительным, большой объем работ диагност фактически выполняет бесплатно, так как почасовую диагностику сегодня продать очень сложно.
Вот недавний пример. Два одинаковых автомобиля Санта-Фе Классик CRDI 2.0 одновременно ремонтировались в нашем базовом СТО. На одном автомобиле был неисправен ЭБУ иммобилайзера, и двигатель этого автомобиля не заводился. На втором автомобиле заменили 2 форсунки, ТНВД прошел стенд без замечаний. Вроде все исправно, кодов неисправностей нет. Но во время разгона двигателя (как на холостых оборотах, так и под нагрузкой) отчетливо слышен дизельный стук. Здесь надо отметить, что дизельный стук возникает или в случае раннего зажигания или в случае впрыска большого количества топлива на ход поршня (например из-за повышенного давления топлива в рампе). Если бы синхронизация впрыска была нарушена, то ЭБУ должен записать в память код неисправности. Понимая, что ЭБУ ведет себя не адекватно, мы проверили синхронизацию осциллографом, используя 3 канала: ДПКВ, ДПРВ и ток управления форсункой 1-го цилиндра. Анализ осциллограмм показал, что проблем с синхронизацией данный автомобиль не имеет. Остается вариант увеличенной подачи топлива топлива. В этом случае первый шаг — отправить форсунки на стенд. И вот там выясняется, что форсунки установлены не от этого мотора! Наш инженер по заказу запасных частей, вместо того, чтобы заказать их по VIN номеру, он считал номер запасной части с уже установленной на мотор форсунки. Ну вот первый косяк нашли. Стали ждать пока привезут «правильные» форсунки. Привезли. Дефект остался. Тогда ЭБУ виноват? Отправили в ремонт. Мастер сказал, что дорожки внутри блока «вспучило», пришлось много перепаивать. И вот теперь ЭБУ полностью исправен. Но дефект дизельного стука на перегазовке остался... Диагност принял решение переставить ЭБУ и Иммобилайзер со стучащего автомобиля на другой, ожидавший нового блока иммобилайзера.
Так вот мотор и на этом автомобиле застучал! Нашли еще одного мастера чип-тюнинга.
Он скопировал программу с ЭБУ двигателя ожидавшего автомобиля в ЭБУ стучащего автомобиля. И мотор заработал нормально! Итог: машина приехала с неправильными форсунками и некорректно модифицированной программой. Чип-тюнер — недоучка хотел добавить топлива в цилиндры на разгоне, пытаясь увеличить динамику автомобиля, но переборщил. Мотор застучал.
Ну а что-же ученики? Они научились исследовать синхронизацию валов и впрыска исследуемого мотора. Познакомились с формами сигнала с индуктивного датчика коленвала, датчика Холла распределительного вала, и формой импульсов тока электромагнитных форсунок системы Common Rail. Ни один из этих сигналов не имел признаков искажения. Так как все компоненты дизельной топливной системы успешно прошли проверку на сертифицированных стендах, то мы с учениками приговорили ЭБУ. Далее нам осталось ждать, когда механики цеха придут к этому же выводу, но какими-то своими путями.
Мы твердо остаемся на позиции, что чиповать системы автомобиля не нужно. Владелец автомобиля обрекает себя, или последующего владельца, на муки, в случае появления неисправности. И большие временные и денежные потери.